Карим Ногард
Предисловие: сказка написана по запросу и для прекрасной Говорящей-с-Камнями.

Ночь опускалась на горы,
Своей песней звенел
Ручей в замшелых камнях,
А они сидели вдвоем у огня:
Он смотрел вверх и на звезды,
А она – на искры костра.

«Что ты там видишь?» - спросила она.
«Мерцание, свет, и другие миры…» -
Тих и далек ответ его был.
Она повернулась к нему удивленно:
«Но это же просто огни, яркие точки…»
«Не только…» - едва слышно выдохнул он.
«Мне холодно здесь, вернись же ко мне» -
Касание пальцев, надежда во взгляде.
Он улыбнулся чуть грустно, обнял за плечи.
«Когда потеряла ты свою память?»
«Когда от меня ушла моя Вечность…»
«Хочешь, я сказку одну расскажу?»

«…Когда-то, давно-давно, в одном небольшом городке жил мальчик. У него не было ни братьев, ни сестер, а дети во дворе не хотели его принимать в свои игры – для них он был слишком странным. Он выдумывал замысловатые и непонятные игры или менял правила их игр. Мог вдруг остановиться и начать смотреть в небо или на высокое дерево, которое росло в углу двора, хотя там совсем-совсем ничего интересного не происходило. Немного одиноко было этому мальчику, ведь ему не с кем было играть…

…Был обычный погожий летний день, когда все дети шумной веселой гурьбой носились по двору, а мальчик, как обычно, сидел один в углу двора на качелях под тем самым высоким деревом. Как вдруг он заметил пушистого пса, сидящего неподалеку и внимательно за ним наблюдающим. Мальчик поколебался немного, ведь родители грозно цыкали на него, когда он хотел погладить какое-нибудь животное на улице. А потом спрыгнул с качелей и подошел к псу.

- Ты потерялся? – спросил мальчик. Пес наклонил голову на бок, будто внимательно изучал ребенка. День был ясный, но мальчик был уверен, что в глазах пса на мгновение блеснули звезды.

– Почему ты один? – но и на это вопрос пес не ответил, а лишь шевельнул кончиком хвоста.

- А я тоже один… - мальчик сел рядом, обхватив руками колени и сам не зная почему, поведал псу о себе, о детях во дворе, о взрослых… А пес его как будто бы даже слушал, вздыхая время от времени, повиливая пушистым хвостом, переступая с лапы на лапу и поглядывая на мальчика глазами, в которых и правда будто отражалось звездное небо… Так они и разговаривали целый день.

А утром следующего дня, когда мальчик вышел на улицу гулять, пес снова сидел под тем деревом. Завидев мальчика, принялся вилять хвостом. Мальчик подбежал к нему, и они стали играть - бегать по двору, перетягивать палку, валяться в траве – до самого вечера. А потом и на следующий день. И на следующий после следующего…

Они очень подружились. Пес всегда был с мальчиком, даже когда того посылали в соседнюю булочную или в бакалею через две улицы. Мальчик очень радовался компании пса – с ним было веселее и спокойнее, и он даже иногда помогал нести сумки.
А как-то раз родители мальчика решили поехать проведать родственников за город, в деревню. Тем утром, когда нужно было отправляться, мальчик вышел во двор… но пса не было под деревом. Неужели он на что-то обиделся и ушел? Придет ли он когда-нибудь еще? С этими тяжелыми мыслями мальчик отправился в деревню. Там было по-своему интересно и весело – домашние животные и птицы, пруд, в котором можно купаться, огород и лес с грибами. Мальчик там не скучал, но все равно часто вспоминал пса.

Однажды утром все собрались пойти за грибами. Мальчик тоже собрался: надел сапожки и курточку, взял корзинку и длинную палку. Он всюду старался не отходить от родных, ведь лес был старым, дремучим и довольно темным. Но, как известно, самые лучшие и большие грибы растут в самой глубине леса. И потянувшись за одним, добежав до второго, сорвав третий… мальчик вдруг понял, что остался совсем один. Он начал звать родных и вглядываться в темень леса, не сходя с места, где он понял, что потерялся - так его учили. Но в ответ он слышал лишь поскрипывание старых деревьев и голоса неизвестных ему птиц. Тогда мальчик пошел туда, откуда, как ему казалось, он пришел. Он, не переставая, звал, и даже начал плакать, когда вдруг между деревьев мелькнул знакомый пушистый хвост пса. Обрадовавшись, мальчик кинулся к нему, забыв о своей печали. Пес внимательно посмотрел на мальчика своими глазами, в которых мерцали звезды, дал себя обнять, лизнул руку и они пошли вместе через лес. А вскоре деревья расступились, и они вышли к краю леса, где уже был виден дом, а неподалеку стояли родные мальчика, обеспокоенно решавшие, кто отправится на его поиски. Мальчик побежал к ним, а пес снова куда-то ушел…

Мальчик вернулся в город и пес, как и прежде, приходил в его двор, где они играли дни напролет. Так проходили дни, месяцы, годы… Мальчик рос, стал ходить в школу, ему можно было все дальше уходить от дома. А пес его всюду сопровождал, помогал находить неизвестные дороги, приводил в нужные места, с ним было спокойнее возвращаться поздно вечером домой. И куда бы ни заводила жизнь, откуда-то всегда появлялся пес и выводил мальчика, указывал верные пути, помогал найти то, что было нужно найти. Мальчик же никогда не оставался в долгу – он играл с псом, рассказывал ему о своей жизни, делился своими тайнами или придумывал для него сказки о других мирах и местах…

…Но однажды, возвращаясь из школы, мальчик не обнаружил пса на привычном месте. И на следующий день тоже. И потом… Почему это произошло, он так и не понял. Возможно, мальчик слишком увлекся школой и уроками, одноклассниками и друзьями, которые у него теперь были. А может потому, что из-за всего этого, он перестал мечтать и придумывать сказки. Учеба оставляет очень мало времени на выдумки, а для того, чтобы одноклассники тебя любили и уважали, нужно быть похожим на них и перестать витать в облаках.
Летели годы. Школа была позади, и мальчик уже не был уверен, что тот пес был настоящим, не плодом его детского воображения. Правда иногда он вдруг останавливался возле того высокого дерева, что все еще росло в углу двора, смотрел на него, и пытался вспомнить, что же он тогда в детстве там видел? Ведь он мог долго на него смотреть, а потому там должно было что-то быть! Но по грубой коре лишь ползли муравьи, да ветер шелестел листьями – ничего особенного.

- Почему ты смотришь на это дерево? – заглядывая в глаза, как-то раз спросила девушка, с которой он тогда встречался. Она была красива, стройна, стильно одевалась, а ее улыбка была очень милой.

- Посмотри, что ты там видишь? – спросил ее тот, кто когда-то был мальчиком.

- Хм, - девушка только сейчас посмотрела на дерево. – Ветки, листья. Высокое дерево.

Юноша вздохнул. В детстве, если бы кто-нибудь из дворовых детей спросил его, что он там видит, непременно бы он рассказал! Но тогда его никто не спросил. А сейчас он уже не помнил.

Со временем тоска в его сердце все разрасталась. Оказываясь в новых местах, он не всегда находил дорогу туда, куда ему было нужно, а заблудившись – не редко долго блуждал, прежде чем выходил к знакомым местам. И, главное, сколько он ни пробовал, не мог даже вспомнить, о чем были те истории, которые он придумывал в детстве, не говоря уже о том, чтобы придумать еще…

…Тогда была зима. Юноша, как повелось, собрал своих друзей у себя дома, чтобы отметить свой день рождения. Было шумно и весело. Только он один не смеялся. А обводя взглядом веселых друзей, он как-то вдруг понял, что на самом деле он здесь чужой. И он так больше не может. Почему эти мысли пришли в его голову, было совсем не ясно. Возможно от того, что сделалось душно? И юноша вышел на улицу. Его исчезновения никто не заметил.

Снег покрыл ровным толстым слоем весь двор, скрыв и лавочки, и столики, и невысокие кусты. Мягким оранжевым светом горел фонарь, слабо освещая стоявшее поодаль дерево.

- Что-то потерял? – спросил кто-то.

Юноша попытался понять, кто это сказал, и вдруг заметил ворона, сидящего на нижней ветке дерева. Сам не понимая почему, его это не удивило, и он даже ответил:

- Да. То есть, нет… - а потом добавил совсем тихо: - не помню…

Ворон склонил голову набок, будто внимательно изучал его. И это движение было столь знакомо, что у юноши мурашки пробежали по спине. Ворон приоткрыл клюв и рассмеялся. В его глазах отражались звезды…

- Послушай меня, мальчик. Что ты скажешь, если окажется, что это были лишь фантазии ребенка, с которым никто не хотел играть?

- Мне… - он непроизвольно прижал руку к сердцу, а лицо его сделалось очень печально. – То есть, я так и думал…

Ворон пронзительно каркнул, встопорщив перья. А юноша понял, что разговаривает с ним не птица (ну, конечно же, ведь птицы не умеют разговаривать!), а пожилая женщина, присевшая на качели. И глядела она на него недовольно, но при этом очень печально.

- Подумай хорошенько, мальчик. Ты видел то, что хотел. Всегда – и тогда, и сейчас. И не видел – тоже…

- Если б я мог, я хотел бы вернуть! Только… Ты мне можешь сказать, кем был тот пес? Он же не был просто домашним животным…

- А кем он был для тебя? – женщина сделала ударение на последнем слове.

- Он был другом. Сильным, знающим путь. И он меня понимал… Мне очень его не хватает!

- Зачем он тебе? – Пожилая женщина прищурилась. А потом слегка оттолкнулась ногами и качели, скрипнув, качнули ее взад-вперед.

Юноша никогда раньше об этом не задумывался, потому он молчал, глядя на свои ботинки и не видя их. Через некоторое время он тихо повторил:

- Он был мне другом.

Скрип качелей, тишина.

- С ним мне было весело. И… я всегда знал, куда мне идти. И я тогда помнил, - голос юноши стал внятнее, - то, что не помню сейчас. Это было очень важно.

Хрустнул снег – женщина, будто маленькая девочка, спрыгнула с качелей. Приблизившись, она заглянула в глаза юноши:

- Вот как? – в ее глазах тоже мерцали звезды. – Хочешь, он побудет с тобой?

Она широким жестом отвела руку назад и в сторону, ворон расправил крылья, взмахнул ими и уже оказался на предплечье женщины.

- Побудет, как тогда, в твоем детстве, чтобы напоминать тебе о том, кто ты, и куда идешь?

Глядя в ее совсем не выцветшие и старческие, но мудрые и ясные глаза, юноша почему-то вспомнил учительницу в средней школе, которая помогла ему примириться с одноклассниками, и директора школы, который помог выбрать институт, и пожилого профессора, принимавшего у него вступительный экзамен. И много других людей, которые указывали ему нужную улицу, подсказывали дорогу, помогали определиться с выбором, писали книги, которые он читал, рисовали картины, цепляющие его душу… Иногда он принимал их помощь, иногда отталкивал, порой не замечал… Но они все равно появлялись в его жизни и будто по цепочке из их протянутых рук, вели его… куда?

- Ты думаешь, люди будут делать что-то просто так? – усмехнулась женщина. Ворон на ее руке встопорщил и вновь пригладил перья. – Они начинают шевелиться, только когда сталкиваются с силой, которая способна их сдвинуть с места, зацепить их ум, на нее должны откликнуться их души. Пусть они сами этого не понимают…

Женщина отступила на шаг. Хитро сощурившись, она тише добавила:

- А звезды – это лишь отражение твоих глаз…

- Эй! Ты не замерзнешь?

Юноша обернулся на оклик, и увидел девушку, которую называл своей. И только сейчас понял, что стоит в одном свитере посреди зимнего заснеженного двора. А когда вновь повернулся, ни женщины, ни ворона возле старого высокого дерева не было. Только отпечатки собачьих лап, да угольно-черное перо. Он подобрал его, задумчиво повертел пальцами.

- Что это, перо? – узкие ладошки легли на плечи. – А что ты тут делал? Говорят, ты в детстве тоже часто мог просто так смотреть на это дерево… Я думала это уже прошло у тебя…

- Иди в дом, я сейчас приду, - улыбнулся юноша девушке, которую раньше называл своей.

Девушка ушла. Он оглянулся на дерево и ели слышно прошептал:

- Спасибо. Я все понял.

Может быть, на черном пере поблескивали капельки растаявших снежинок, но он видел отблеск звездного неба…»

«Так вот откуда оно у тебя?»
Пальцы коснулись витого шнурка,
Качнулось висящее на шее перо.
Он улыбнулся: «Ты знаешь,
Я теперь помню, куда я иду.
И вижу дорогу свою, нет, не внизу.
А там, где сияние, свет…» «…и другие миры?»
Она тоже смотрела наверх,
И ей показалось, что видит она
Нет, не просто огни и яркие точки -
Их видеть она не хотела как прежде...
Он сидел рядом и внушал ей надежду,
Что все еще с ней что потеряла, забыла она...
Что вспомнит, почувствует… И засияют глаза.


@темы: Разное, Иносказания, Иллюстрации, Завершенное